Главная » Новости » Почти 50 млн. рисков после уволенного главбуха устранил анализ налоговых рисков

Почти 50 млн. рисков после уволенного главбуха устранил анализ налоговых рисков

Фармацевтическая компания обратилась за проведением анализа налоговых рисков за 2018 год. В 2019 году в компанию был принят новый главный бухгалтер и у него возникли сомнения в правильности документального оформления расходов, его предшественником.

Анализ налоговых рисков подтвердил опасения нового главного бухгалтера и выявил риск доначислений по налогу на прибыль в сумме более 40, 6 млн руб. и НДС 1 млн руб., а также возможных штрафов на сумму 8,3 млн руб.

Ситуация

Среди установленных нарушений было «классическое» отсутствие первичных документов, подтверждающих экономическую обоснованность расходов. Так, организация не оформляла документы, подтверждающие необходимость использования сотрудниками арендованных автомобилей, в путевых листах отсутствовал маршрут пути, подтверждающий производственный характер поездки, выплаченные сотрудникам премии не были регламентированы локальными нормативными актами (отсутствовало положение о премировании), хотя в трудовых договорах с работниками указывалось, что премии выплачиваются в соответствии с положением о премировании и др.

При отсутствии таких документов компании грозят доначисления по налогу на прибыль в сумме 40 млн руб., НДС— 1 млн руб. и штрафа (20%) — 8.2 млн руб. Итого: 49.2 млн руб.

Т.е. налоговый орган может «снять» такие расходы и уменьшить сумму вычетов.

Кроме того, в налоговом учете были отражены расходы, не учитываемые для целей налогообложения прибыли — на образование детей сотрудников и материальную помощь — более 3 млн руб., что привело к неуплате налога на прибыль в сумме 600 тыс. руб. А в случае обнаружения данной ошибки налоговым органом, придется уплатить штраф 120 тыс. руб. и соответствующие пени.

Всего обнаружен риск доначисления более 49, 9 млн руб. (49, 2 млн («за документы») и более 720 тыс. («за неправомерный расход»)).

Решение

Организация восстановила (оформила) необходимые первичные документы, дополнительные соглашения к трудовым договорам и локальные нормативные акты, подтверждающие необходимость расходов на использование арендованных автомобилей и выплату премий сотрудникам. Что позволило устранить риск доначисления налога на прибыль в сумме более 40 млн. руб., вычет НДС по ГСМ в сумме более 1 млн. руб. и штрафа — более 8,2 млн. руб. А также представила уточненную декларацию по налогу на прибыль, уменьшив расходы на суммы оплаты обучения детей и материальной помощи, доплатив недоимку в сумме 600 тыс. руб., но «сэкономив» 20% от суммы неуплаченного налога на штрафе — 120 тыс. руб.).

Результат

Организация во избежание риска исключения налоговыми органами вышеприведенных расходов из расчета налоговой базы по налогу на прибыль оформила недостающие дополнительные документы, подтверждающие экономическую обоснованность и производственную направленность произведенных:

- расходов на аренду автомобилей и ГСМ:

- заключила дополнительные соглашения к трудовым договорам с сотрудниками, оговорив разъездной характер работы сотрудников и обязательное использование служебного автомобиля при осуществлении служебных поездок;

- оформила приказ о нормах расхода бензина в летнее и зимнее время, а также приказ руководителя организации о закреплении арендованных автомобилей за сотрудниками;

- сотрудники указали в путевых листах маршруты следования.

- расходов на премии:

- утвердила Положение об оплате труда и премировании, в котором предусмотрела конкретные показатели премирования,

- составлены служебные записки о выполнении сотрудниками показателей для премирования.

Кроме того, поскольку расходы по оплате обучения детей и выплату материальной помощи не могут учитываться в целях налога на прибыль (п.23 и 49 ст.270 НК РФ) организация подала уточненную налоговую декларацию по прибыли, уменьшив «налоговые» расходы на сумму таких затрат, доплатив недоимку (600 тыс. руб.) и соответствующие пени, но избежав доначислений и возможного штрафа в сумме 120 тыс. руб. (20%).

Наверх